Баня Сандуны

Сандуновские бани в Москве (Сандуны)

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (935)
    • Музеи (267)
    • Парки (67)
    • Автовокзалы (13)
    • Парки развлечений (53)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Магазины и ТРЦ (453)
    • Храмы, соборы, мечети (421)
    • Фестивали, праздники, шоу (23)
    • Зоопарки (12)
    • Аэропорты (4)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Площади (3)
    • Театры (104)
    • Галереи (7)
    • Смотровые площадки (4)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Небоскрёбы (1)
    • Кинотеатры (132)
    • Озера (4)
    • Национальные парки (1)
    • Мосты (5)
    • Бани, сауны (3)
    • Речные вокзалы (1)
    • Пляжи (21)
    • Замки, дворцы (4)
    • Рестораны и кафе (35)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Учебные заведения (1)
    • Визовые центры (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве

Метро ст. «Кузнецкий Мост», «Трубная», «Лубянка»
Автобус ост. «Рахмановский переулок», № 38

Бани названы по псевдониму его основателя Силы Сандунова, придворного комедийного актера императорского театра. В просторечии — «Сандуны». Открывшись в 1808 году, бани работают уже более двух веков. Сегодня это место сочетает в себе современные технологии и русские банные традиции. Роспись на стенах, мраморные колонны, картины, статуи. Сандуновские бани больше похожи на музей.

В комплексе имеются три мужских и два женских отделения с залами отдыха, бассейнами и русскими парными. Между собой они делятся по разрядности. Это влияет на уровень комфорта и стоимость билета соответственно. У каждого разряда свой отдельный вход.

Также есть восемь отдельных номерных бань с оригинальными интерьерами, русской печкой и джакузи. Номерные бани:

Не так давно в Сандуновских банях открылся СПА-центр «Сандуны Восток». В нем предоставляют услуги парикмахеры, косметологи и массажисты.

На территории «Сандунов» работает ресторан, в котором можно отведать изысканные блюда русской, китайской и узбекской кухни. Также не стали убирать традиционную для этого места прачечную. За то время пока посетитель находится в парной, его одежду могут выстирать и выгладить. Есть своя сувенирная лавка «Сандуновъ». В ней можно купить различные банные принадлежности, мыло, веники и сувениры.

Стоимость посещения Сандуновских бань

Цена билета на вход:

  • с 8:00 до 20:00 — 2800 рублей; после 20:00 — 3300 рублей;
  • для детей до 7 лет — бесплатно, от 7 до 12 лет — 300 рублей.

Аренда кабины (2 часа) от 4000 до 13000 рублей.

Экскурсии

Экскурсии по Сандуновским баням проходят в помещениях Высшего Мужского разряда. Именно там сохранились оригинальные интерьеры. Экскурсоводы рассказывают об истории здания и его создателях. О знаменитых посетителях и фильмах, снимавшихся в этих стенах. На экскурсию можно попасть по предварительной записи через турагентства: «Музей Москвы», «Вокруг Света», «Магазин путешествий» и «Иди и смотри». Они проходят каждый вторник с 16:00. Длительность около 1,5 часов.

История открытия

Сандуновские бани существуют более 200 лет. Участок земли, на котором они стоят, был куплен на деньги от продажи бриллиантов императрицы Екатерины II. Их она подарила своим придворным актерам Силе Сандунову и Елизавете Урановой на день свадьбы. Изначально пара думала строить жилые дома и магазины, но вскоре планы изменились в пользу устройства общественных бань. Место выбрали весьма удачно. Центр Москвы, недалеко от реки Неглинной. В 1808 году строительство завершилось. Силе Сандунову принадлежит идея разделения парных на мужскую и женскую.

В течение XIX века бани неоднократно меняли хозяев. Новые владельцы подняли «Сандуны» на более высокий уровень. Для переустройства здания был приглашен венский архитектор Борис Фрейденберг. В банях был использован весь лучший зарубежный опыт. Для забора воды устроили отдельный водопровод, вырыли скважины. Перед попаданием внутрь вода проходила очистку через специальные фильтры. По окончанию работ в 1896 году, бани уже носили статус лучших в Москве. Год от года популярность места росла у всех слоев населения. Три отделения бань были рассчитаны на разных по положению и доходам людей: «дворянское», «купеческое», «простонародное». Вскоре «дворянское» отделение превратилось в «банный» клуб, где посетители общались друг с другом. А в «простонародном» можно было получить медицинскую помощь. Посещение общего отделения обходилось от 5 до 50 копеек, в зависимости от разряда. Номерных отделений — от 60 копеек до 5 рублей.

«Сандуны» посещали именитые деятели культуры: Чехов, Рахманинов, Бунин, Пушкин, Гиляровский, Шаляпин, Маяковский и т. д. В 1991 году баням был присвоен статус памятника архитектуры города Москвы.

Сандуновские бани в кино

В разные годы в помещениях Сандуновских бань проходили съемки исторических и художественных фильмов. В бассейне бань режиссер Сергей Эйзенштейн снял сцены для своих картин «Броненосец Потёмкин» и «Александр Невский».

Всеми любимые «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и «Старый новый год». Известные кинофильмы: «Брат-2», «Мастер и Маргарита», «Красная жара», «Статский советник» и «Белое золото».

Как добраться до Сандуновских бань

До Сандуновских бань можно добраться на общественном транспорте или такси.

Метро

  • ст. «Кузнецкий Мост» — 470 метров;
  • ст. «Трубная» — 510 метров;
  • ст. «Лубянка» — 760 метров.

Автобус

Автобус № 38, остановка «Рахмановский переулок» (маршрут Метро Китай-город 10E → Рижский вокзал)

Такси

Для поездок по Москве, удобно использовать приложения такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Сандуновские бани

История знаменитых Сандуновских бань прослеживается еще с XVIII в. и берет свое начало в Санкт-Петербурге. В екатерининские времена на сцене придворного Эрмитажного театра выступала несравненная певица Елизавета Уранова. В этом же театре служил прекрасный актер Сила Сандунов. Между молодыми людьми зародилась любовь. Ее история стоит отдельного рассказа. Несмотря на все перипетии, влюбленные обвенчались и вскоре переехали в Москву.

В Первопрестольной они открыли торговые бани. Те первые бани находились на берегу реки Неглинки, в районе нынешней Театральной площади. Несколько позже супруги приобрели обширный участок земли, где до этого располагались огороды бывшей Звонарской слободы, и здесь выстроили новые бани, получившие название Сандуновских. Несмотря на неоднократную смену владельцев, бани сохранили свое название до наших дней.

Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве.

К началу XIX в. воды Неглинки были столь загрязнены, что использовать их для банного дела не представлялось возможным, тем более что через несколько лет речку спрятали под землю, в коллектор. Но возле бань, на углу Звонарского переулка и Неглинного проезда, был устроен большой пруд-резервуар для воды, который питался первоначально почвенными водами, а потом и водой из московского водопровода. Пруд был осушен и засыпан в конце XIX в. при строительстве доходного дома (Неглинная ул., д. 14).

После смерти С.Н. Сандунова бани меняли своих хозяев, пока их владельцем не стал купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. В фирсановском роду бани оставались до 1917 г.

После смерти И.Г. Фирсанова они перешли к его дочери и единственной наследнице Вере Ивановне, женщине очень красивой и при этом предприимчивой. Вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким она решила полностью перестроить старые бани. Известный в Москве архитектор Б.В. Фрейденберг, при участии С.М. Калугина, возвел для Фирсановой доходный дом по красной линии Неглинного проезда (ныне – Неглинная улица) и полностью перестроил здание бань.

Между Звонарским и Сандуновскими переулками возник целый банный комплекс. Здесь все было свое. Своя электростанция – одна из самых мощных в Москве того времени, своя артезианская скважина, своя водокачка на берегу Москвы-реки в Нижнем Лесном (ныне – Курсовой) переулке. В нарядном здании водокачки в наше время располагается Визовый отдел посольства Швейцарии. Был устроен водопровод с прекрасной очистной системой.

В банях было устроено обязательное простонародное 5-копеечное отделение и роскошное дворянское. Особых слов заслуживают интерьеры самого дорого мужского 50-копеечного отделения (в советские годы и сейчас – Высший разряд). Вестибюль в стиле рококо, раздевальня, выполненная в готическом стиле и украшенная по одной из стен мозаичной картиной работы художника В.А. Фролова, читальня в стиле ренессанс. И, конечно, гордость бань – «Помпеевский» зал с обширным бассейном, облицованным «английским фарфором». Помимо русской парильни – сухая «ирландская», а также турецкая бани.

Несколько проще, но тоже очень богато было отделано и 10-копеечное отделение.

Торжественное открытие состоялось в феврале 1896 г.

В советские годы Сандуны никогда не закрывались. Действуют они и сейчас, являясь одними из четырех дореволюционных бань, работающих в Москве и поныне.

Недавно Сандуновские бани были отреставрированы. Они находятся на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения.

Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Актёрский роман и влюблённый граф

Основателями Сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила Сандунов и Елизавета Уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф Безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с Силой. Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.

Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она протянула жалобу императрице. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала Силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.

В феврале 1781 года сбылась мечта молодых — Лиза стала Сандуновой. Однако графа это не остановило, он решил продолжать добиваться взаимности от девушки. Он задаривал ее дорогими подарками, в том числе и бриллиантовыми украшениями. Чтобы быть подальше от навязчивого ухажера, молодая парочка решила сменить место жительства и перебралась в Москву. Однако условия, в которые они попали, были далеки от идеальных.

Новые московские бани

Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название Сандуны.

Вот так в 1808 году появились первые Сандуновские бани. В то время на строение смотрели как на чудо. Владелец постарался предусмотреть все. Во-первых, здание было каменное, что предохраняло его от пожара (а в то время в Москве пожары были частой проблемой). А внутри было три отделения — «дворянское», «простонародное» и «купеческое». Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, везде присутствовали не только «мыльные» комнаты, но и парилки.

К зданию подвели водопровод. На работу приняли самых опытных банщиков и слуг. А в буфете продавали различные напитки. Это заведение кардинально отличалось от других московских бань. Молодая супруга попросила мужа вместо предбанника делать раздевальные залы, которые были в несколько раз больше предбанников, а в престижных отделениях даже зеркала и диваны установили. Клиенты получили возможность не только помыться, но и пообщаться в приятной обстановке.

Не паром единым.

Спустя год, начали формироваться «банные» клубы. Новшество быстро приобрело популярность, и в Сандунах уже собирались представители Английского клуба. Иногда туда же заходил и Пушкин. Банщики хорошо знали этого клиента. Он любил хорошо попариться, затем погрузиться в ледяную ванну и вернуться в парилку. Один банщик не всегда справлялся с потребностями поэта, и через некоторое время его сменял другой работник бани.

Для молодых девушек Сила Николаевич тоже придумывал различные развлечения. Несколько шаек, изготовленных из серебра, пользовались у дам особой популярностью. Из них мылись молодые невесты перед обручением. Считалось, что эти шайки сделал Сандунов специально для своей супруги. А вот еще одна услуга, которая была не менее востребована богатыми дамочками. Приезжая в Сандуны они брали с собой своих маленьких собачек, которых прислуга мыла вместе с ними.

Новая история Сандунов

В конце XIX века Сандуновские бани перешли в руки новых хозяев — Гонецких. В этот период заведение переживает второй подъем. Алексей, новый владелец, превращает их в шикарные трехэтажные дворцы, настоящие залы развлечений. Интерьер в банях был собран со всего света. Многие приходили не только помыться, но и посмотреть на эту красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, Чехов, Шаляпин. Причем Федор Иванович говорил, что парилка чудотворным образом действует на его голос, и помогает восстанавливать связки после выступлений.

Посещать Сандуны могли не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу и за 5 и за 50 копеек, в зависимости от желаний и возможностей клиента. Отделение для бедных не было столь совершенным, но там тоже присутствовали зеркала, мягкая мебель и прочие украшения. А вот мочалку и веник в бане можно было получить бесплатно.

Простолюдины часто посещали заведения далеко не ради развлечения, именно там они лечили различные заболевания. Здесь можно было сделать массаж или получить услугу зубного врача.

В период революции многие клиенты Сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно утратило свою популярность. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например «Броненосец Потемкин» был снят именно в бассейне Сандунов. В этих банях Юрий Кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих «Мастера и Маргариты».

И в заключение.

В заключение стоит сказать, что на материалах владельцы бань никогда не экономили: плитку везли из Англии и Германии, а мрамор – из Италии. На богатство и затейливость тоже не скупились: банные покои декоратор Калугин и архитектор Фрейденберг превратили в череду великолепных стилизаторских этюдов. В залах бань можно увидеть и рококо, и неорококо, и неоготику. И это больше, чем просто купеческий шик. Именно такие банные заведения в то время появлялись в столицах Европы, владельцы и создатели Сандунов в 1896 году действительно пересмотрели все западные образцы жанра. Вот только в Париже или Вене никому в голову не придёт говорить о том, что публичные бани – одна из главных городских достопримечательностей. Тогда как Сандуны уже более века считают национальным достоянием.

После долгих лет забвения Сандуновские бани, самые известные публичные бани в России, были восстановлены в своём прежнем великолепии. Расположенные недалеко от Кремля 100-летние бани пользовались популярностью у членов компартии. Сегодня они стали излюбленным местом встреч бизнесменов и не бедных людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сандуновские бани

Парилка под Шаляпина

Это детище супружеского союза актеров Силы Сандунова и Елизаветы Урановой. Сила был первым комиком на русской сцене, а Елизавета обладала голосом чистым, как хрусталь. Но в историю они вошли постройкой бань. И хотя в Москве было 60 бань, Сандуновские были самыми известными. Среди московских купеческих невест даже была традиция ездить в Сандуны перед свадьбой.

После смерти Силы Сандунова бани несколько раз меняли владельцев, пока не перешли в руки купца Ивана Фирсанова.

Его дочь и единственная наследница Вера Фирсанова вместе с мужем Алексеем Ганецким решила перестроить старые бани. Тогда и настал золотой век Сандунов. Ганецкий нанял архитектора Фрайденберга для перестройки здания и проработки интерьеров. В результате к 1895 году между Звонарским и Сандуновским переулками появился целый банный комплекс. Здесь все было свое: электростанция (третья в Москве), артезианская скважина для получения более чистой воды, водокачка на берегу Бабьегородской плотины. Москвичи говорили, что таких бань мир еще не видел.

Сандуны поражали посетителей: просторные, чистые, освещенные тысячью электрических лампочек помещения с прекрасной вентиляцией и американскими водяными фильтрами.

В вестибюле посетителей встречало кассовое окошко теремочком и бронзовые светильники в виде обнаженных мужских фигур. А дальше — мрамор, гранит, фарфор.

«Дворянское» отделение Сандуновских бань имело неслыханные в то время удобства: работали опытные банщики, стояли мягкие диваны, был устроен бассейн со стеклянной крышей и роскошный буфет. Прихоти богатой публики исполняли беспрекословно. Например, дамы могли посещать бани со своими собачками.

В Сандунах работала парикмахерская, прачечная, читальня. А «простонародное» отделение было еще и своеобразной поликлиникой, где лечили от всевозможных болезней, а парильщики заменяли массажистов в то время, когда и слова такого Москва не знала.

В Сандунах были и дешевые, по 5 копеек, и средние, по 10, и дорогие, по 50 копеек, отделения. Отличались они лишь вместимостью и богатством интерьера. Качество услуг было везде эталонным. Были также отдельные кабинеты с платой до 10 рублей.

Федор Шаляпин любил петь в Сандунах, так как ему нравилась здешняя акустика. Поэтому по вторникам сюда ходили «на Шаляпина». А в мыльне сохранилась скамейка с подписью Маяковского. Он был очень брезглив и не позволял кому-то еще сидеть на ней.

Сандуновские бани не закрывались в советское время и продолжают работать сейчас.

Помещения высшего мужского разряда сохранили оригинальную отделку. Каждое из них оформлено в своем стиле: рококо, готика, классицизм, мавританский. В отделке использовали норвежский и итальянский мрамор, кафель и напольную плитку из Англии, Германии и Швейцарии.

Увидеть Сандуны можно и в кино. Особой популярностью пользуется бассейн, некогда крытый стеклянной крышей и украшенный статуей Посейдона. В советское время крышу сделали металлической, а бога моря заменили пионерами в трусиках. Им на смену пришел юный амуроподобный владыка морей.

Сандуновские бани

Бани
Сандуновские бани

Историческое здание Сандуновских бань
Страна
  • Россия
Местоположение Москва
Архитектурный стиль бозар
Архитектор Борис Фрейденберг
Дата основания 1808
Статус ОКН № 7737687000 № 7737687000
Сайт sanduny.ru
Медиафайлы на Викискладе

Сандуно́вские бани (в просторечии Сандуны́) — действующие с 1808 года по настоящее время публичные бани, памятник архитектуры в стиле бозар. Расположены в центре Москвы на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка. Архитектор — Борис Фрейденберг. В конце XIX века бани пользовались огромной популярностью и считались передовыми благодаря своим владельцам Вере Ивановне Фирсановой и её мужу Алексею Николаевичу Ганецкому [1] .

Содержание

Этимология

Бани получили название по имени своего первого владельца и основателя Силы Николаевича Сандунова, известного актера екатерининских времен, имевшего грузинские корни.

История

Создание

Актёры придворного театра императрицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова на бриллианты, подаренные по случаю их свадьбы императрицей, приобрели участок земли по реке Неглинной для строительства жилых кварталов и магазинов. Но вскоре решение было изменено в пользу устройства бань. В 1808 году строительство было завершено [2] .

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова. Супруга Сандунова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем её мужа. Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название [2] .

Реконструкция

В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой (её именем названа подмосковная Фирсановка). Вторым мужем Фирсановой стал сын генерала Николая Ганецкого офицер Алексей Ганецкий. Именно он подал идею построить на месте старых бань новые, вернувшись из поездки по баням Европы от Турции до Ирландии [1] .

Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 года [3] .

Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трёхэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии [2] .

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса» [3] .

Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов [2] .

«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский. С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы [4] .

Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!

Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех.

Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?

Современность

В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов. Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени [2] .

В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной. Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ». Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению [3] .

В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы [2] .

Бани в кинематографе

В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы:

Бани Сандуны номерные «Кандарья», Москва — отзыв

Наконец-то побывала в Сандунах, рассказываю.

Мы любители бань и при любой возможности стараемся отдыхать с баней, преимущественно, за городом, но далеко выехать получается не всегда. Поставили себе цель найти хорошую баню в Москве и начали с самого центра — с Сандунов.

Номер на двоих заказали небольшой, рассчитанный до 4 человек «Кандарья», стоимость 8 тыс. за два часа.

В номере:

Прихожая с раздевалкой, санузел, комната отдыха размером с кровать:

Зона отдыха с диваном и телевизором:

Душевая зона с душем, краном для набора тазов, массажным столом и небольшим бассейном-джакузи, температура воды чуть ниже комнатной.

И сама парная — совсем небольшая, вдвоем там можно худо-бедно прилечь, вчетвером же можно ютиться только сидя:

Вообще это больше похоже на сауну, но если выпустить жар и пустить пар специальным краном или плеснуть на камушки, то получится парная. Мы так и делали — выпускали сухой жар и делали парную. Если пар добавить в раскаленную сауну, то можно сдохнуть — очень жарко!

В стоимость посещения входит по 2 простынки на человека, гель для душа, шампунь и тапочки. Две пары тапочек были одного размера (примерно 41-42), на мне с моим 36-м они болтались, а 44-й мужнин свешивался с них на полпятки. Это некомфортно. Рекомендую уточнить или заказать размер тапок, если нет вашего — берите свои.

Все остальное за дополнительную плату — полотенца, халаты, веники, чай, меню из ресторана. Приносить еду и напитки с собой строго запрещается по правилам заведения.

Мы брали веник дубовый по цене 350 рублей:

Веник отлично набит и связан, плотненький.

2 часа — это, конечно, очень мало, но если не гонять чаи, а просто помыться и попариться, то вдвоем может больше и не нужно. Втроем, тем более, вчетвером, при наличии единственного душа и такой тесной парной, наверное, это сделать нереально, надо как минимум 3 часа.

В принципе, понравилось все! Отличная парная, если к ней приспособиться, качественный веник, хорошая сантехника, уютный номер. Персонал вежливый. Я читала в отзывах, якобы в Сандунах сплошь и рядом хамят, у нас такого не было.

Минусы:

— номер не приспособлен для отдыха вчетвером! за столом уместиться реально, а вот парная совсем небольшая, только если ходить парами, но один душ — это вообще за гранью экономии, на четверых нужно, как минимум, две душевые стойки;

— не предлагается тапок разного размера, средний размер носить неудобно большеногим и с маленьким размером;

— шампунь и гель качества дешевых средств супермаркета, сульфатные, не особо ароматные, мы ими даже пользоваться не стали, т.к. у нас было хорошее банное аллепское мыло и средства для волос с собой; лучше бы они полотенца дали, а мыло/шампунь — за деньги;

— за такую цену могли бы предложить если не халаты, то хотя бы полотенца;

— отсутствие чая в номерных банях — нонсенс! Я понимаю желание собственника сэкономить и навязать платные услуги, можно запретить приносить свою еду и спиртное, устраивать застолья, но запретить приносить чай и воду — это неслыханная жадность. За последнее снимаю им звезду. Я категорически против навязанных услуг! Ценник, на минуточку, совсем не маленький!

Пока сравнить могу только с Краснопресненскими банями. Там интерьеры попроще, но никто не запрещает приносить что-то с собой. За 4 часа в номере на 6-х (это был девичник) мы заплатили чуть больше, но удовольствия было не меньше.

Могу Сандунам поставить только 4*, качество сервиса и комфорт вполне, но с такой ценовой политикой наряду с невероятной жадностью, они не могут считаться лучшими.

Сандуновские бани: прошлое и настоящее.

Сандуновские бани, в просторечие «Сандуны», являются одними из самых старых и однозначно самыми известными банями в России. Такое название бани получили в честь своего строителя и первого владельца, талантливого комического актера Силы Сандунова.

В 1783 Сила Сандунов был принят в придворный театр Екатерины Великой в Петербурге, где он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Яковлевой (Урановой), очень известной оперной певицей и актрисой того же придворного театра. Уранова была одной из главных красавиц Петербурга и ее благосклонности добивались многие мужчины, в том числе вице-канцлер Российской Империи граф Александр Безбородко. Граф Безбородко был человеком блестящих организаторских и дипломатических способностей, но при этом крайне беспринципным человеком и большим любителем женщин. Последняя черта часто ставила карьеру вице-канцлера под удар, однако Екатерина терпела его приключения до тех пор, пока он, дабы добиться благосклонности очередной своей пассии, итальянской актрисы Анны Бернуцци-Давиа, не подарил ей земли в России. Утраченные земли находились под юрисдикцией Италии более 100 лет, а вице-канцлер был буквально избит Екатериной.

Впрочем, речь идет не о вице-канцлере, а о Елизавете Урановой, которой покровительствовала сама императрица. Несмотря на все влияние графа Безбородко, она сделал свой выбор в пользу Силы Сандунова и вскоре, с благословения Екатерины Великой, они были помолвлены. Помимо благословения императрица подарила паре талантливых актеров бриллианты, которые и сыграли ключевую роль в появлении Сандуновских бань. Однако Безбородко, находившийся в то время на пике влияния, приказал выслать Силу Сандунова в Херсон, а актрису планировал похитить. Впрочем, Безбородко крупно просчитался: во время комедии «Федул с детьми», автором которой была сама Екатерина, Елизавета Уранова ухитрилась поднести прошение императрице. Реакция Екатерины была довольно резкой: приказ о высылке отменили, Сандунова вернули прямо с дороги и сразу же тайно обвенчали с Урановой, а вице-канцлер в очередной раз получил выговор.

Однако и после свадьбы Безбородко не оставлял своих притязаний и Сандуновы вынуждены были перебраться в Москву, в театр Медокса. В то же время Сила Сандунов решил начать собственное дело. Продав бриллианты, подаренные императрицей, он стал скупать земли, расположенные вокруг речки Неглинной. Земли эти из-за грязи и запаха, идущего от речки, в которую сливались московские нечистоты, ценились очень низко.

В 1806 году актер построил там бани. Это здание простояло около 60 лет. В силу расположения Сандуновские бани не имели особой популярности вплоть до 1818 года, когда река Неглинная была заключена в подземный коллектор. Это в значительной степени улучшило санитарное состояние района и сразу повысило привлекательность Сандунов. Правда, к этому времени семейный союз актеров распался, и бани полностью перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив при этом старое название.

Сандунов долго изучал банное дело и подошел к организации бизнеса со всей серьезностью. Впервые в истории русского банного дела баня была разделена на мужское и женское отделение. Появились также «дворянские» отделения, обставленные коврами, мягкой мебелью и серебряной утварью, а чуть позже еще более роскошные, «семейные».

В 1860 году Сандуны приобрел купец Ломакин, владевший еще несколькими банями в разных районах Москвы. После него владельцем самого известного в России банного комплекса становится купец-деревянщик Фирсанов, который сдает бани в аренду за совершенно фантастические деньги – 25000 рублей в год. До 1890 года комплекс у Фирсанова арендовал купец Петр Бирюков, пока наследница Ивана Фирсанова, его дочь Екатерина, не передала бани своему мужу, предпринимателю Ганецкому.
Ганецкий решает полностью снести уже обветшавшее здание и на его месте построить новые бани. Было составлено несколько проектов, авторами которых выступили самые авторитетные в Европе архитекторы. Победил в конкурсе проект Бориса Фрейденберга, который предложил эклектичную архитектуру с элементами барокко, рококо, готики и классицизма.

Полностью перестроенные бани были освящены в 1896 году и это стало событием для всей Москвы. Такого в столице еще не видели.
Новое здание Сандуновских бань наводило на мысли о Термах Каракаллы. Великолепное трехэтажное здание, роскошные залы, отделанные мрамором и гранитом. уникальные интерьеры — Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн. Оборудование Сандуновских бань получало энергию от отдельной электростанции, одной из первых в Москве. Кроме того, имела место система вентиляции и фильтрации воды, совершенно революционная по конструкции.
Неудивительно, что популярность обновленных Сандуновских бань была невообразимой. Бани стали клубом для различных слоев общества. Самое дорогое отделение посещалось многими известными людьми: Федор Шаляпин, великие князья Романовы, Чехов и Гиляровский, который посвятил Сандунам лучшие страницы своей книги «Москва и москвичи».
Вскоре после открытия бань Фирсанова развелась с Гонецким, который утратил всякие права на бани, проиграв их в карты.
После революции бани сохранились, однако прежнюю славу и вид утратили. Многие помещения были отданы различным учреждениям, а собственно баня стала закрытой и обслуживала только правительственных чиновников высшего ранга.

Ситуация изменилась только в 1991 году, когда решением комитета по охране исторических памятников Москвы здание Сандуновских бань было признано памятником архитектуры, и была начата реставрация, продолжающаяся до сих пор. Остается только надеяться, что восстановительные работы вскоре закончатся, и тогда современные москвичи и гости столицы смогут увидеть все великолепие Сандунов, уже поразившее столицу более 100 лет назад

Сандуновские бани

Бани
Сандуновские бани

Историческое здание Сандуновских бань
55°45′52″ с. ш. 37°37′16″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Россия
Местоположение Москва
Архитектурный стиль Эклектика
Архитектор Борис Фрейденберг
Дата основания 1808
Статус ОКН № 7737687000 № 7737687000
Сайт sanduny.ru
Медиафайлы на Викискладе

Сандуно́вские бани (в просторечии Сандуны́) — действующие с 1808 года по настоящее время публичные бани, памятник архитектуры в стиле бозар. Расположены в центре Москвы на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка. Архитектор — Борис Фрейденберг. В конце XIX века бани пользовались огромной популярностью и считались передовыми благодаря своим владельцам Вере Ивановне Фирсановой и её мужу Алексею Николаевичу Ганецкому [1] .

Содержание

Этимология

Бани получили название по имени своего первого владельца и основателя Силы Николаевича Сандунова, известного актера екатерининских времен, имевшего грузинские корни.

История

Создание

Актеры придворного театра императрицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова на бриллианты, подаренные по случаю их свадьбы императрицей, приобрели участок земли по реке Неглинной для строительства жилых кварталов и магазинов. Но вскоре решение было изменено в пользу устройства бань. В 1808 году строительство было завершено [2] .

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова. Супруга Сандунова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем ее мужа. Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название [2] .

Реконструкция

В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой (её именем названа подмосковная Фирсановка). Вторым мужем Фирсановой стал сын генерала Николая Ганецкого офицер Алексей Ганецкий. Именно он подал идею построить на месте старых бань новые, вернувшись из поездки по баням Европы от Турции до Ирландии [1] .

Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 года [3] .

Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трехэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии [2] .

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса» [3] .

Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов [2] .

«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский. С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы [4] .

Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!

Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех.

Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?

Современность

В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов. Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени [2] .

В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной. Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ». Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению [3] .

В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы [2] .

Бани в кинематографе

В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы:

Русская баня в Балашихе — лучшее место для отдыха!

Русская баня – это настоящий феномен, который самым удивительным и уникальным образом сочетает в себе возможность проведения стандартных гигиенических процедур и одновременное оздоровление. Кроме того, настоящая баня во все времена выполняла важную социальную роль. В баню принято ходить с друзьями, родственниками, близкими людьми. Впрочем, даже отправляюсь в одиночку, вы можете быть уверены в том, что найдете здесь себе друзей, с которыми у вас есть как минимум один общий интерес.

«Русские Бани» — главные преимущества

Банный комплекс «Русские Бани» в Балашихе – это уникальное место, где можно отдохнуть и телом, и душой. Здесь исконно русские традиции сочетаются с уютной атмосферой, располагающей к тому, чтобы абстрагироваться от всех забот и насладиться приятным общением в кругу друзей и близких людей!

Наш банный комплекс находится в очень удобном месте, с точки зрения транспортной доступности. Дорога из любой точки города займет максимум 15-20 минут даже с учетом возможных транспортных заторов. Близость автобусных остановок позволяет добраться к нам и на общественном транспорте, что очень актуально для людей, собирающихся в бане для того, чтобы отметить какое-либо важное событие.

Сайт бани создан специально для того, чтобы все наши гости могли получить самую подробную информацию о графике работы и оперативно узнать о каких-то изменениях. В разделе «контакты» вы можете найти номер телефона администратора, который с удовольствием проконсультирует вас по всем вопросам!

Что мы предлагаем?

Кроме парильной и купели, в состав комплекса «Русские Бани» также входит ряд следующих объектов:

  • Массажный кабинет;
  • Маникюрная и педикюрная студия;
  • Парикмахерская;
  • Кухня и бар.

Кроме того, нашим гостям не нужно приносить с собой ничего лишнего. Мы всегда готовы предложить чистые простыни, одноразовые тапочки, шампунь, веники, шапочки. Кроме того, у нас есть наборы разных настольных игр, позволяющих провести время еще более интересно и позитивно.

Если вас интересует цена бани, то ознакомиться с актуальной информацией вы можете в соответствующем разделе! Обратите внимание, что в комплексе «Русские Бани» действует разделение на мужские и женские дни. Возможно проведение праздников и банкетов в смешанных компаниях.

Мы абсолютно уверены, что, посетив наш банный комплекс однажды, вы гарантировано захотите вернуться сюда вновь! У нас действительно царит очень уютная и приятная атмосфера, позволяющая абстрагироваться от всех забот!

Как меня разочаровал высший разряд в Сандунах

Я раньше писал о массовых заблуждениях относительно правильного пара и рекомендовал пойти в Сандуны, чтобы понять что такое настоящая русская парилка, чтоб больше не заливать водой открытые каменки.
Не то чтоб там был лучший пар в Москве (говорят, Селезневские бани лучше), но это в любом случае знаковое место.
В Сандунах не бывал — Москвы не видал.
Второй вопрос, какой разряд выбрать. Высший или первый?
Разница в цене — 2700 руб за сеанс 2 часа или 1600 руб.
В первом я был неоднократно, но разбирало любопытство, как оно в высшем.

После экскурсии в высший мужской разряд я однозначно решил — нечего там делать, кроме как на экскурсию сходить.
Да, там шикарные исторические интерьеры, но сервиса по высшему разряду там нет. Ну сами посудите.

Вот мыльня. Там где собссно моются. Это же совок-совок, + 90-е годы.


пластиковые тазы? могли бы что-нить поинтересней забабахать


Вот это что за холодные купели? Как туда лезть после кого-то потного, в эти корыта?

Обычно даже в простых банях для этого делаются мини-бассейны.

Кстати, что интересно — до революции весь вот этот большой бассейн был именно холодной купелью.
Сейчас там теплая вода, чисто поплавать. Вот нафиг мне в бане плавать? Я плаваю в фитнес-клубе сколько влезет. Бесплатно причем.

Этот бассейн интересен конечно сценой из фильма Эйзенштейна «Александр Невский», когда псы-рыцари тонули во льдах Чудского озера. Вот они в этом бассейне тонули как раз.

Зачем этот подиум в мыльне? До революции там были ванны — а теперь что?

Разве что Брат-2 снимать, больше ни для чего он не нужен.
А еще забавно — как в налепили в 90-х этих позорных львов, наставили туда пластиковых столов с лепниной, изображающих бохатство — так оно все и стоит с тех пор. Хотя два десятка лет уж прошло!

На самом деле общаться и пиво пить в сто раз уютнее в готической раздевалке или мавританском зале.

Все правильные люди тусят именно там.

А в мыльне — моются вообще-то.

Голых девчонок кстати из бассейна, как в кино — никак не получится позвать, это общее мужское отделение. Там еще 120 мужиков тусят.

Самое главное, парилка там такая же как в первом разряде.


Та же печь, 10 тонн чугуна.
Кстати, обращу внимание на правила пользования. Вода подается маленькими порциями, толькогорячей водой! Никаких мокрых тряпок в парилке быть не должно. Даже такие мелочи имеют значение, при мощнейшей печи. Это чтоб не было влажности.

Здесь еще видна оригинальная плитка на стенах. Пережила сотню лет уже!

В остальном не вижу никаких преимуществ совершенно.

Есть еще номерные бани (когда снимаешь сауну на компанию) но там вообще открытые каменки, как я понял. То есть это фуфло а не парилки, по определению.

Ссылка на основную публикацию